Каждый автолюбитель должен регулярно контролировать уровень и качество масла в двигателе своего автомобиля. Эти два показателя очень важны для правильной работы силового агрегата. Масло покрывает защитной пленкой движущиеся детали двигателя, тем самым защищая их от быстрого износа и коррозии. В статье поговорим о том, как проверить уровень масла в двигателе, почему он меняется и как долить до нормы, в случае необходимости.
- Как проверить уровень
- Как часто проводить проверку
- Как правильно доливать
- В холодный или горячий двигатель
- Можно ли долить через щуп
- Какое масло использовать
- Можно ли заливать моторное масло с запасом
- Почему уровень масла падает
- Можно ли реже менять масло при частой доливке
- Как убрать лишнее масло из двигателя, если уже перелили
Как проверить уровень
Для измерения уровня масла используется специальный маслоизмерительный стержень или щуп, который вставляется в прикрепленную к блоку трубку и одним концом погружен в картер двигателя. На конце щупа выделена область уровня, по которой визуально можно определить достаточность количества масла в двигателе. На разных автомобилях это могут быть сектора или отметки нижней (MIN)/верхней (MAX) границы.
По показателям можно выделить три области:
- А (верхняя часть) – доливка не требуется.
- В (средняя часть) – можно долить, но в целом уровень в норме.
- С (нижняя часть) – масло нужно долить.
Порядок проверки уровня масла выглядит следующим образом:
- Автомобиль установлен на ровной площадке.
- Двигатель прогревается до 60°C.
- После остановки двигателя выждать несколько минут, чтобы все масло стекло в поддон.
- Достать щуп и вытереть его ветошью или салфеткой.
- Затем вновь вставить щуп до упора.
- Достать щуп и оценить уровень по шкале.
Существуют особенности в условиях проверки для некоторых типов двигателей.
V6 дизель:
- автомобиль на ровной площадке;
- ДВС прогревается до 90 °C;
- после остановки двигателя выждать две-три минуты.
V8 бензин:
- автомобиль в горизонтальном положении;
- мотор прогревается до 90 °C;
- оставить двигатель на холостом ходу на одну-две минуты;
- после остановки выждать 10-15 минут (масло стекает медленно).
Как часто проводить проверку
Ответ на этот вопрос зависит от режима эксплуатации автомобиля, технического состояния двигателя и, собственно, от самого авто. На автомобилях советского периода проверять уровень необходимо было перед каждой поездкой. Современные авто уже оснащаются датчиками уровня масла, а не только давления.
В основном все машины оснащены датчиками, которые подают сигнал о низком давлении смазывающей жидкости. Но контрольная лампа зачастую загорается уже в критический момент, поэтому полностью полагаться на это не стоит.
Общие рекомендации – проверять уровень хотя бы раз в неделю при помощи щупа.
Две-три минуты могут спасти агрегат от поломки. Также рекомендуется всегда иметь с собой литр масла на доливку.
Как правильно доливать
Часто возникают ситуации, когда необходимо долить масло в двигатель. “Масленка” может загореться в пути и в разное время года. Как правильно и сколько доливать, “на холодную” или “на горячую”?
В холодный или горячий двигатель
Специалисты рекомендуют доливать масло на холодном двигателе или с температурой около 30-40 °C. Так можно точнее определить реальный уровень, а также избежать перелива или недолива. Вообще, лучше добиться одинаковой температуры доливаемой и имеющейся смазки в двигателе. Это оптимальные условия.
При отрицательных температурах сначала стоит прогреть двигатель, затем заглушить, дать остыть и стечь маслу в поддон. Затем проверить уровень и долить.
Другое дело, когда нужно доливать в мороз в горячий двигатель, а масло “на доливку” холодное. 50-100 грамм не сыграют роли, но 1 литр холодной жидкости в горячем двигателе приведет к перепаду температур и возможным неприятным последствиям. Это нужно учитывать.
Можно ли долить через щуп
Долить через щуп можно, но это не так легко. Отверстие маленькое и узкое, поэтому масло будет поступать медленно и проливаться через край.
Какое масло использовать
Идеальный вариант – то, которое уже залито. Если идентичного нет, то нужно руководствоваться общими правилами и рекомендациями.
Масла от разных производителей даже одинакового типа (синтетика, минеральное и т.д.) лучше не смешивать, так как используются разные присадки, которые могут вступить в реакцию. Если альтернативы нет, то лучше всего подойдет аналогичное по классу и характеристикам.
Минеральные масла нельзя смешивать с синтетическими и наоборот. Это же касается гидрокрекинговых масел.
Заливать следует не более 15% нового масла.
Если вам все же пришлось смешать разные масла, то желательно как можно скорее слить их из двигателя и залить однородный состав.
Можно ли заливать моторное масло с запасом
Заливать с запасом и выше уровня категорически нельзя. Создастся излишнее давление, что чревато выдавливанием сальников коленвала, повреждением прокладок. Особенно в мороз, когда жидкость густеет.
Чтобы не допустить перелива, доливайте масло небольшими порциями, проверяя его уровень.
Почему уровень масла падает
Потери смазки могут быть естественными «на угар» и по причине плохого технического состояния.
Маслосъёмные кольца снимают масло со стенок, но все же оставляют на них тончающую пленку, так же как и в канавках хона. Таким образом, смазка попадает в камеру сгорания и выгорает. Это и есть расход «на угар».
Повышенный расход масла может быть и по другим причинам:
- износ цилиндропоршневой группы;
- повреждение маслосъемных колпачков и колец;
- протечки через прокладки;
- попадание смазки в систему охлаждения;
- выброс через турбину;
- некачественное масло.
Если заметен так называемый «масложор», то нужно искать причину и устранять её.
Можно ли реже менять масло при частой доливке
При большом “аппетите” ДВС (1л на 1 тыс. км пробега) правильным решением будет поиск и устранение причины повышенного расхода. Но некоторые водители предпочитают чаще доливать масло и продолжать ездить. Химический состав смазки в таком случае меняется и ухудшается, появляется шлак, который уже не фильтруется фильтром. Долив свежей жидкости несколько улучшает фракционный состав, но эффект быстро теряется.
Делаем вывод, что частый долив плохо сказывается на качестве смазывающей жидкости. Нужно устранять проблему и менять масло по регламенту, обычно каждые 10 000 км пробега.
Как убрать лишнее масло из двигателя, если уже перелили
Если случился перелив, то есть способ убрать излишки.
Понадобится шприц и тонкая полиэтиленовая трубка. Трубку надеваем плотно на шприц так, чтобы не подсасывался воздух. Затем вынуть щуп, вставить трубку в отверстие и откачать излишки.
Если перелили много, то слить можно через сливную пробку картера. Не чисто, но эффективно и быстро. Или всегда можно обратиться за помощью на СТО.