Дым из выхлопной трубы и причины его появления

Цвет выхлопных газов может указывать на определенные проблемы в работе двигателя. Сизый, черный или белый дым из выхлопной трубы – каждому водителю стоит знать о причинах, чтобы вовремя устранить неисправности. Далее, мы рассмотрим наиболее частые случаи появления дыма разного цвета.

Выхлопные газы и их нормальный цвет

Выхлопные (отработавшие) газы образуются в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя, которые выбрасываются в атмосферу через систему выпуска автомобиля. В состав выхлопных газов входят в большей степени азот, кислород, пары воды и диоксид углерода, а также в разных долях присутствуют различные канцерогены, типа бензопирена, сажи и оксида серы.

фото 1
Отработавшие газы

При исправном двигателе выхлопные газы имеют светло-серый, почти прозрачный цвет. Это при соблюдении определенных условий наблюдения:

  • двигатель работает на холостых оборотах;
  • двигатель прогрет до 60-70 градусов;
  • наблюдения проводятся в светлое время суток.

Пар или капли воды могут наблюдаться на непрогретом двигателе. Это нормальное явление, связанное с конденсатом внутри системы и особенностью работы катализатора.

Различают три цвета или оттенка отработавших газов, которые указывают на определенные проблемы в работе двигателя:

  • белый дым;
  • сизый или синий;
  • темно-серый или черный.

Иногда дым может приобрести красноватый оттенок в результате применения различных присадок или щадящей промывки, но к неисправностям это не относится.

Причины появления белого дыма

Белый дым из выхлопной трубы можно условно поделить на «безопасный» и «опасный». Как уже говорилось, в состав выхлопа в определенной доле входит вода. Особенно хорошо это видно в холодную погоду, когда пар активнее конденсируется в воздухе. Также в выхлопной системе может конденсироваться вода, особенно при частых коротких поездках, когда она не успевает хорошо прогреться. Иногда может скопиться до одного литра воды, которая затем какое-то время выходит из системы в виде пара. Это нормальное явление. На прогретом двигателе в теплую погоду белый дым, а точнее, пар, пропадает.

фото 2
Белый дым

Другое дело явный непрозрачный белый дым уже на прогретом двигателе. Основной причиной его появления становится попадание охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Это  серьезная проблема, требующая немедленного реагирования. Антифриз может попадать в цилиндры по нескольким причинам:

  • пробита прокладка ГБЦ;
  • трещина в ГБЦ;
  • повреждение стенки цилиндров или гильзы;
  • неправильная (непоследовательная) затяжка болтов ГБЦ при монтаже.

Просачиваясь через прокладку или трещину, антифриз также попадает в систему смазки. Естественно, это сказывается на составе масла, а значит его свойствах. Как следствие, все может обернуться капитальным ремонтом мотора.

Выхлопные газы, в свою очередь, попадают в систему охлаждения. В расширительном бачке или радиаторе можно заметить масляную пленку.

Также при запуске холодного двигателя, из-за повышения давления, уровень антифриза резко возрастает, а потом будет понижаться после остановки двигателя, так как уходит в цилиндры. Если трещина или прогар прокладки существенен, то в цилиндры может попасть большое количество антифриза. Это чревато гидроударом.

При смешении масла и антифриза образуется эмульсия светло-коричневого цвета. Она циркулирует по системе смазки, что можно заметить на маслозаливной горловине или крышке головки. Появляется характерная желто-коричневая пена. Все это явные признаки протечки ОЖ, что и становится причиной появления белого выхлопа.

С другой стороны, в морозный день белый дым легко спутать с паром. Чтобы это проверить, достаточно провести простой тест. Взять лист бумаги и поднести к выхлопной трубе, но не вплотную. Если лист становится мокрым или остался сухим – все в порядке. Если проявился масляный налет – стоит обратиться к специалистам.

Почему идет сизый или синий дым

Главная причина возникновения синего (сизого) выхлопа – это попадание масла в цилиндры двигателя. Оттенки масляного дыма могут быть от бело-синего до сизого или голубого. Это зависит от количества проникающего масла, прогрева мотора и режима его работы, а также некоторых других факторов. Все это сопровождается повышенным расходом масла.

Синему дыму могут способствовать следующие причины:

  • попадание масла через поршневые кольца;
  • попадание масла через зазоры между направляющими втулками и стержнями клапанов (износ маслосъемных колпачков);
  • износ гильзы или появление глубоких царапин на поверхности цилиндра.
фото 3
Сизый дым

Все эти дефекты относятся к износу цилиндропоршневой группы и клапанного механизма. Поршневые кольца могут износиться, зазоры в канавках создают всасывающий эффект. Так масло как бы подкачивается снизу вверх в цилиндры.

Также масляный дым появляется в результате износа стержней клапанов и направляющих втулок, а также маслосъемных колпачков. Особенно густой дым в таком случае заметен во время прогрева двигателя, когда разжиженное масло легко просачивается через зазоры. В турбированных двигателях синий дым может появиться из-за неисправности турбокомпрессора или системы маслоотделения картерных газов.

На стенках цилиндров могут появиться царапины из-за попадания крупных абразивных частиц. Также существует нормальная выработка в зонах остановки верхних колец в ВМТ и в средней части.

Способы диагностики при появлении синего дыма:

  1. Выверните свечи и осмотрите электроды. Масляный нагар говорит о попадании масла.
  2. Замерьте компрессию в двигателе. Снижение показателей может говорить об износе цилиндропоршневой группы.
  3. Отключите на холостом ходу шланг системы вентиляции картерных газов от впускного патрубка. Обратите внимание на возможные следы масла в шланге и цвет выхлопных газов (изменится, если проблема была в этом).

Причины возникновения черного дыма

Выбросы в виде черного дыма появляются при неполном сгорании топливовоздушной смеси. В камеру сгорания поступает слишком много топлива. Это сопровождается следующими признаками:

  • увеличение расхода топлива;
  • свечи покрываются черным нагаром, что ухудшает искрообразование;
  • снижается динамика и мощность, двигатель захлебывается;
  • при резком нажатии на акселератор из выхлопной трубы вырывается черный дым.
фото 4
Черный дым

Особенно такой проблемой страдают карбюраторные двигатели. Забивается воздушный жиклер, выходит из строя игольчатый клапан или износ резиновой мембраны экономайзера.

Также если свечи работают с перебоями, то это вызывает неполное сгорание топлива, которое может скапливаться в картере и смешиваться с маслом. Масло при этом разжижается и пахнет бензином, теряет свои свойства. В дизельных моторах черный дым может быть вызван неисправностью форсунок или насоса высокого давления.

Цвет дыма из выхлопной трубы является индикатором работы двигателя и его основных систем. Не стоит игнорировать данные сигналы, так как это может привести к серьезным неполадкам в будущем.

Очень плохоПлохоХорошоОчень хорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Techautoport.ru