Что такое минеральное масло

Минеральное моторное масло – это натуральный продукт, который получают путем переработки нефтяных фракций, точнее, мазута. Технология производства простая и дешевая, поэтому такие смазывающие жидкости стоят недорого. Чем отличается минеральное масло от синтетического, его рабочие характеристики и технология производства? Разберем подробнее в этой статье.

Что такое минеральное масло

Минеральное масло – это смесь высокомолекулярных углеводородов, которую получают путем нефтепереработки и дальнейшей очистки. Структура углеводородных связей не стабильна и меняется под воздействием температуры. Точка кипения в диапазоне 300-600°С. Чистое минеральное масло в качестве смазки для двигателя не используют, только в качестве базовой основы. Далее в него добавляются стабилизирующие, моющие и другие присадки, позволяющие повысить эксплуатационные свойства. Их доля составляет около 12%.

фото 1

Как получают и из чего состоит

В процессе перегонки нефти легкие фракции отделяются (бензин, керосин) и остается осадочный продукт – мазут. В дальнейшем его очищают от смол, серы, кислотных соединений и получают натуральное минеральное масло. Как уже было сказано, изначально структура его цепочек не стабильна, поэтому добавляются присадки.

Для более эффективной очистки первичного сырья сейчас используется технология гидрокрекинга. Углеводородные цепочки становятся более длинными и стабильными. Такая смазка не уступает по свойствам синтетическим аналогам.

Качество масла зависит от типа нефти и процессов очистки, чем глубже очистка, тем выше качество, но меньше выход и выше цена.

Как уже было сказано, минеральные масла состоят из высокомолекулярных углеводородов, в большинстве алкилароматических и алкинафтеновых. Кроме них в состав входят углеводороды сернистого и кислородного происхождения, а также процент различных примесей смолистого характера.

Вязкость минерального масла

Вязкость – это основная характеристика любого масла, она меняется в зависимости от температуры. Чем ниже температура, тем более вязким и густым оно становится и наоборот. Смазка работает в определенном диапазоне температур. Есть свой низший порог температуры, при котором оно сохранит текучесть и сможет работать. А при высоких температурах должна оставаться масляная пленка на трущихся деталях. Отдельные группы масел имеют свой индекс вязкости. В минеральных эта величина находится в пределах 85-100, с присадками до 120.

фото 2
Текучесть масла при -20°С

По стандарту вязкости SAE минеральные масла работают в пределах 10W-30, 10W-40, 15W-40. Это всесезонная маркировка, где первая цифра указывает на низшую температуру, буква W означает «зима», а последняя цифра на верхнюю температуру.

Например, SAE 10W-40 показывает хорошую текучесть при -20°С, при температуре 100°C вязкость увеличивается до значения, соответствующего SAE 40. Важно помнить, что вязкость минеральных масел прямо пропорционально зависит от температуры.

Недостатки и преимущества

Главным недостатком минерального масла является его нестабильность при разных температурах, что влечет за собой плохую прокачиваемость и кристаллизацию. Также быстрый износ и окисление, увеличенный расход. Все это негативно отражается на работе двигателя и его компонентах. Плюсом является небольшая стоимость.

фото 4
Молекулы синтетического и минерального масла

Характеристики и спецификации

Любые моторные масла имеют классификацию и технические характеристики.

К вязкости относится классификация SAE, которая делит смазывающие жидкости на летние, зимние и всесезонные. В регионах с резкими перепадами температур пользуются всесезонными маслами с маркировкой по типу 5W-30 и др.

Уровень качества характеризуют стандарты API или ACEA, которые делят масла по применению (бензиновые, дизельные двигатели), а также по классам. На территории постсоветского пространства действует ГОСТ 17479.1 от 1995 года.

Есть и другие характеристики масла, не только минерального. Среди них можно выделить:

  • Температура вспышки. Этот показатель характеризует уровень испаряемости масла и, соответственно, расход “на угар”. Некачественные и средние по качеству минеральные масла имеют низкую температуру вспышки, что говорит о его расходе в процессе эксплуатации. Хорошим показателем температуры вспышки является 200-230°С.
  • Щелочное число. Чем выше щелочное число, тем выше моющие, антикоррозийные и нейтрализующие свойства смазки. Это достигается путем добавления присадок.
  • Температура застывания. Минеральное масло в чистом виде подвержено застыванию при низких температурах. Присадки могут понизить температуру застывания, при которой двигатель сможет работать.
  • Кислотное число. В процессе эксплуатации кислотное число повышается. Это значит, что растет процент кислотных соединений, которые нейтрализуют антикоррозийную защиту смазки.
Очень плохоПлохоХорошоОчень хорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Techautoport.ru