Среди трех типов масел полусинтетическое считается той самой золотой серединой. Оно сочетает в себе свойства синтетического и минерального масла, обладает хорошими характеристиками и приемлемой ценой. Стоит ли выбирать полусинтетику, и какие параметры нужно учитывать? Об этом поговорим в этой статье.
Что такое полусинтетическое моторное масло
Полусинтетическими маслами называют группу моторных масел, которые получают путем смешения синтетических и минеральных базовых основ с добавлением пакета функциональных присадок. Соотношение этих частей может быть различным, как и виды присадок. По качеству оно уступает чистой синтетике, но лучше минерального.
Преимущества полусинтетических масел
У полусинтетики есть несколько неоспоримых преимуществ:
- Приемлемая цена. Цены варьируются в зависимости от бренда и продавца.
- Универсальность. Полусинтетику можно применять как в старых, так и в новых двигателях.
- Низкая испаряемость при высоких температурах.
Состав и технология производства
В качестве основы для полусинтетики используется базовая очищенная минеральная основа, в которую добавляется синтетическая часть, а также пакет присадок. Это соотношение в среднем составляет 70/30. Большую роль играет качество базы, так как её процент содержания всегда будет выше. Некачественная “минералка” легко густеет, так же как и испаряется.
Присадки несколько улучшают состав. Они бывают нескольких типов:
- Антиокислительные. Способствуют замедлению процесса окисления в условиях высокой температуры и давления.
- Антикоррозийные.
- Вязкостно-загущающие. Повышают такой важный параметр, как индекс вязкости.
- Противоизносные. Дают дополнительную защиту трущимся деталям.
- Моющие. Препятствуют образованию нагара, поддерживают двигатель в чистоте.
- Антифрикционные. Увеличивают смазывающие свойства, уменьшают коэффициент трения, повышают КПД двигателя.
- Депрессорные. Препятствуют кристаллизации парафинов при низких температурах.
- Диспергирующие. Растворяют твердые примеси и другие отложения в масле.
Классификация по вязкости SAE
Вязкость – это основной параметр любой смазки. От неё зависит работа двигателя на холоде или жаре.
Вязкость масел иностранных производителей обычно классифицируется стандартом SAE. Все масла, не только полусинтетика, делятся на две основные группы: сезонные (летние, зимние) и всесезонные.
У летних масел высокая вязкость, что обеспечивает стабильную пленку на поверхности деталей при высоких температурах. При отрицательных температурах они густеют. В летнюю группу входят 5 видов, которые обозначаются цифрами, например, SAE 20/30/40/50/60. Цифра обозначает максимальную температуру.
Зимние обладают низкой вязкостью, что способствует сохранению текучести при отрицательных температурах. Чем ниже вязкость, тем больший мороз может выдержать смазка. В зимнюю группу входят 6 видов с аббревиатурой W (зима), например, SAE 0W/5W/10W/15W/20W/25W. SAE 0W с самой низкой вязкостью, работает до -40°С.
Всесезонные – популярный тип масел в регионах с выраженной зимой и летом. Работает как при низких, так и при высоких температурах. Диапазон также зависит от вязкости. Всесезонная полусинтетика имеет сдвоенную маркировку, которая указывает рабочие температуры, например, 10W-40. Отечественный ГОСТ также регламентирует вязкость цифровой маркировкой.
Маркировка полусинтетики
Полусинтетика подписывается на канистре как Semi-Synthetic. Далее указывается маркировка.
Как уже было сказано, для маркировки вязкости используется стандарт SAE или ГОСТ. Маркировку по SAE можно рассмотреть на рисунке.
Также есть стандарт API, определяющий уровень качества масла. Он делит масла по типу двигателей (бензин, дизель), а также по классам для разных годов выпуска авто. Бензиновые обозначаются буквой S, дизельные – C. После указывается вторая буква, соответствующая классу. Например, SN – это самый современный класс, SG – для старых двигателей от 1989 года.
Особенности использования
Если у вас новый автомобиль, то нужно использовать то масло, которое рекомендует производитель по допуску. Не стоит экспериментировать и заливать полную синтетику, потом переходить на более дешевую полусинтетику. 5-7% старой смазки всегда останется в двигателе, поэтому разные присадки могут вступить в реакцию и ухудшить качество.
Целесообразно будет перейти с “минералки” на полусинтетику, так как по качеству последнее намного лучше. Также важным является правильный подбор вязкости для ваших условий эксплуатации.
Если нужно перейти с “минералки” на полусинтетику, то это можно сделать безопасно. Лучше всего выбрать одного производителя и классификацию. Иначе разные присадки могут вступить в реакцию с остатками, как это говорилось ранее.
Если вы переходите с синтетики на полусинтетику, то качество снижается и смешивать эти два типа не рекомендуется. Безопаснее всего сделать полную промывку двигателя.